История зарождения и становления гражданской авиации на севере Иркутской области и в Усть-Кутском районе начинается в 1928 году. 13 января 1928 года Совет Труда и Обороны  признал целесообразным  открыть в 1928 году эпизодические воздушные полеты  по линии  Иркутск – Якутск. 

17 мая  приказом по управлению «Добролета» в Иркутске было организовано Управление Сибирских воздушных линий, в подчинение  которому была передана Бурят-Монгольская и вновь образованная Якутская воздушные линии. Начальником управления был назначен Г.Н. Волобуев,  его заместителем С.Я. Корф.

После создания в мае 1928 года в Иркутске Управления Сибирских воздушных линий было решено начать регулярные полеты на север Иркутской области и Якутию. 

Первый технический рейс  по маршруту  Иркутск – Якутск, было решено выполнить на самолете Юнкерс-13 "Моссовет», переоборудованного  для посадки на воду. 

 07 июня 1928 года экспедиция по организации воздушной линии Иркутск-Якутск, под руководством Сергея Яковлевича  Корфа взлетела с Иркутского гидроаэродрома на реке Ангара и с одной промежуточной посадкой в Балаганске, к вечеру, прибыла в Усть-Кут. Место для гидроаэродрома выбрали в районе впадения реки Куты в  Лену. Причал для самолетов оборудовали в устье реки Куты на левом берегу.

Десятого августа 1928 года состоялось официальное открытие воздушной гидролинии  Иркутск – Якутск, которая имела 10 промежуточных посадок, в том числе и в Усть-Куте.

В конце дня, 10 августа 1928 года гидросамолет Юнкерс-13 «Моссовет»  под управлением  А.С. Демченко приводнился на реку Лену  в районе впадения реки Куты.

Стремительное развитие экономики и авиации в Северных и Восточных районах России и особенно, начало строительства Байкало-Амурской  магистрали и развитие алмазодобывающей промышленности в Якутии, повлекли за собой и бурное развитие Осетрово-Ленского транспортного узла. В 1963 году, в 10 километрах севернее города Усть-Кута, на вершине одной из сопок, было начато строительство нового, ныне существующего, аэропорта для приема тяжелых грузовых самолетов.

Первые полеты на грунтовую взлетно-посадочную полосу  самолетов Ан-2, Ил-14 начали осуществляться с осени 1963 года, а уже в 1966 году аэропорт принял первый грузовик Ан-12. За год аэропорт отправил 12 тысяч тонн различных грузов в северные районы Иркутской области и Якутию. Полеты в аэропорт осуществлялись на самолетах Ан-12, Ан-24, Ан-26, Ил-14, Ан-2, Як-12, вертолетах Ми-2, Ми-4. В зимний период на грунтовой полосе уплотняли снег, производили разметку габаритов ВПП и принимали грузовой транспортный самолет Ил-76.

В связи с началом строительства Байкало-Амурской железнодорожной магистрали и расширением алмазодобычи в Якутии, резко начали возрастать объёмы грузовых и пассажирских перевозок.

Были введены пассажирские рейсы на самолетах Ан-24 и Як-40.  

В течении нескольких лет в аэропорту были построены здание авиационно-технической базы, склад  ГСМ, грузовой пакгауз, здания диспетчерских пунктов УВД и другие необходимые для обеспечения полетов здания и сооружения.

В 1979 году завершено строительство искусственной взлетно-посадочной  полосы для тяжелых типов самолетов.

Бетонная полоса шириной 45 метров и длинной 1900 метров, оборудованная автоматизированной  системой посадки самолетов и светосигнальной системой  обеспечивала прием самолетов  в темное время  суток. Работа аэропорта стала круглогодичной и круглосуточной.

С 1980 по 1990 годы продолжалось строительство инфраструктуры аэропорта. Построен бетонный перрон и оборудованы системы централизованной  заправки воздушных судов и запуска двигателей самолетов, оборудованы места стоянок для вертолетов, сданы в эксплуатацию здание аварийно-спасательной станции, док для технического обслуживания вертолетов, теплые боксы для аэродромной автотехники и многие другие здания и сооружения. Начато удлинение искусственной взлетно-посадочной полосы. 

Аэропорт осуществляет круглосуточный прием и выпуск воздушных судов. В этот период годовые отправки достигают максимального значения. Так в 1983 году через аэропорт Усть-Кут было отправлено: пассажиров- 228297 человек; грузов – 26682 тонны; почты – 536 тонн. По объемам отправок грузов в эти годы аэропорт Усть-Кут занимал лидирующее положение в Восточно-Сибирском управлении гражданской авиации, обойдя даже аэропорт города Иркутска.

С началом политических и экономических преобразований в стране положение аэропорта сильно изменилось. Объёмы работ стали резко падать. Ежегодное падение объёмов составляло 30-40 %. За десять последующих лет, с 1991 по 2001 год, годовые отправки грузов сократились в 10 раз (с 18288 до 1812 тн.), а отправки пассажиров в 15 раз (с 111298 до 7199 чел.)

Произошли большие изменения и в организационной структуре. Объединенное авиапредприятие, эксплуатирующее аэропорт, было реорганизовано и создано три отдельных предприятия, занимающихся отдельными видами авиационной деятельности – эксплуатация воздушных судов (ГП «Авиакомпания Усть-Кутавиа»), эксплуатация аэропортового комплекса (ГП «Аэропорт Усть-Кут») и управление воздушным движением (Усть-Кутское отделение ФГУП «Киренскаэронавигация»).

С 1993 года главным оператором и эксплуатантом аэропорта стало открытое акционерное общество "Аэропорт Усть-Кут", образованное, в результате акционирования и приватизации Государственного предприятия «Аэропорт Усть-Кут».

Период дефолта, экономической разрухи и авиационного безвластия с 2000 по 2008 год оказался самым трудным периодом за всю историю аэропорта. Объемы работ сократились да критического уровня. Доходы от обслуживания воздушных судов с трудом покрывали только  мизерную заработную плату  персонала аэропорта.  В неделю выполнялось  только три пассажирских рейса на самолетах Ан-24 из Иркутска и обратно. Наступала реальная угроза неплатежеспособности предприятия с последующим банкротством и ликвидацией аэропорта.

Однако, законами природы заложено что после черной полосы неудач наступает белая полоса успехов и благополучия. В 2008 году, с началом эксплуатации Верхне-Чонского, Дулисминского, Ярактинского, Талаканского месторождений нефти и строительством нефтепровода Восточная Сибирь -  Тихий Океан (ВСТО), востребованность аэропорта Усть-Кут, снова, резко увеличилась. Через аэропорт Усть-Кут на месторождения доставляются сменные  вахты нефтяников и буровиков, вертолетами, внутри фюзеляжа и на внешней подвеске, перевозятся продовольствие, оборудование, техника и материалы. В 2008-2010 годах объемы работ по обслуживанию воздушных судов и перевозкам пассажиров увеличились, почти, в 2 раза 

Не смотря на значительное снижение объемов работ в целом по гражданской авиации и в том числе по аэропорту Усть-Кут в период первого десятилетия 21 века, не имея ни какой централизованной финансовой поддержки, в аэропорту Усть-Кут удалось сохранить всю инфраструктуру, необходимую для обеспечения обслуживания больших объемов грузовых авиационных перевозок на самолетах и вертолетах. За последние годы на собственные средства предприятия произведена замена светосигнального оборудования взлетно-посадочной полосы общей стоимостью более 5 млн.рублей, произведен ремонт инженерных коммуникаций, осуществляется текущий ремонт ИВПП и ограждения аэродрома, обновляется спец.техника.

В виду того, что город Усть-Кут является последним крупным транспортным узлом на северо-востоке страны, имеющим железнодорожную станцию, речной порт и аэропорт, аэропорт Усть-Кут осуществляет, в основном социально значимые и экстренные авиационные перевозки и авиационные работы.

В настоящее время Аэропорт Усть-Кут является самым крупным аэропортом регионального значения (после Иркутска и Братска) в Восточной Сибири, входит в состав  Осетрово-Ленского транспортного узла, обеспечивает грузовые и пассажирские авиационные перевозки на север Иркутской области и Якутию, а так же регулярную авиационную связь с областным центром. Аэропорт имеет аэродром класса "Г" с искусственной взлетно-посадочной полосой (2000х45), обеспечивает прием воздушных судов типа:  Ан-2, Ан-24, Ан-26, Ан-30, Ан-32, Ан-72, Ан-74, Як-40, ATR-42 и его модификации, Ил-114 и его модификации, Bombardier  CRJ-100/200, L-410, Ан-148 и его модификации, вертолёты всех типов.

Перспективы развития аэропорта  Усть-Кут на ближайшие 5 лет, напрямую связаны с перспективами освоения и разработки, на севере Иркутской области и Якутии, крупных месторождений углеводородного сырья (Верхнечонское, Ярактинское, Дулисминское, Талаканское и др.месторождения), строительством, а затем и эксплуатацией трубопроводной системы Восточная Сибирь -Тихий Океан (ВСТО).

В 2010 году произошёл значительный рост объёмов по обслуживанию воздушных судов, приёму и отправке пассажиров, грузов и почты, а так же по техническому обслуживанию воздушных судов. В аэропорту были забазированы  Эскадрилия вертолетов Ми-8 ПАО «Авиакомпания ЮТэйр» и Линейная станция технического обслуживания ВС АО «ЮТэйр- Инжиниринг» .

С приходом нового эффективного собственника в лице ПАО «Авиакомпания ЮТэйр»  начат процесс восстановления и обновления инфраструктуры аэропорта, его материально-технической базы. 

Аэропорт Усть-Кут включен в состав национальной опорной аэропортовой сети России и вошел в Федеральную целевую программу  «Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)». 

Реконструкция включает удлинение и ремонт существующей ИВПП, покрытие асфальтобетоном ВПП, рулежной дорожки и перрона, реконструкция существующего  и строительство нового аэровокзала и доведение его пропускной способности до 150 пассажиров в час. Осуществляется замена устаревшего оборудования и спецавтотехники.

В последующие годы планируется осуществить строительство новых стоянок для  региональных самолетов и вертолетов, нового помещения аварийно-спасательной станции, замена светосигнального оборудования и средств посадки самолетов и доведение всех зон аэропорта до уровня требований  к воздушным гаваням регионального уровня  международного стандарта.

 

Погода

Free template 'Feel Free' by [ Anch ] Gorsk.net Studio. Please, don't remove this hidden copyleft!